Проблемы полиции Силуанов не решит, уверены эксперты
Предложение Минфина провести слияние МВД со службой судебных приставов, надзирателями и фельдъегерями для экономии бюджета вызвало неприятие не только в самом министерстве Владимира Колокольцева. О том, что подчиненные Антона Силуанова «ничего оригинального не придумали», а их идею пока всерьёз никто не обсуждал, уже заявил президент Владимир Путин. Гораздо резче высказались об инициативе генералы МВД и ФСБ. Чем опасны подобные реформы и как можно разрешить действительно назревшие проблемы полиции, — читайте в материале ПАСМИ.
Путин против Силуанова
Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Суть реформы, разработанной ведомством Антона Силуанова, заключалась в
Но самым обсуждаемым стало предложение
Помимо этого, Минфин предложил провести серьезные изменения в социальной составляющей деятельности правоохранительных органов. В частности, речь идёт об увеличении минимального срока выслуги с 20 до 25 лет, отмене обязательной индексации «военной» пенсии ежегодно не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, а также увеличении срока ношения вещевого имущества.
Предложение Силуанова экономить и объединяться не нашло поддержки в МВД. В ведомстве Колокольцева
Тема вызвала широкий общественный резонанс. Разрядить обстановку
С оглядкой на Европу
В разговоре с ПАСМИ президент Всероссийской полицейской ассоциации, генерал-лейтенант МВД в отставке Юрий Жданов отметил, что попытки объединения и разъединения силовых ведомств в России предпринимались неоднократно, однако до сих пор это сырой и не проработанный вопрос.
«Прежде всего, есть международные обязательства России. Я был одним из представителей России в европейском комитете по проблемам борьбы с преступностью в Совете Европы, и мы отвечали за то, чтобы Россия соответствовала стандартам этой авторитетной международной организации. Тогда из МВД выводили систему исполнения наказаний. Это сделано было не потому, что МВД было не готово продолжать работать в одном строю, а потому что были требования и международные стандарты Совета Европы», — напомнил Жданов.
По его словам, возвращать всё обратно неразумно. Несмотря на то, что отношения Москвы и Запада стали прохладнее, Россия не должна выступать против авторитета этой международной организации, уверен эксперт.
Кроме того, генерал обратил внимание ещё на один нюанс: «Есть специфика деятельности службы судебных приставов и фельдъегерской службы. И если образование нового ведомства проводить на базе МВД, то профессиональные сотрудники будут вымываться из этих структур — кто присоединяет, тот и решает кадровые вопросы. То есть, на высокопоставленные должности в этой новой структуре будут назначаться сотрудники полиции на преимущественной основе».
Проверьте ваши карты
Генерал-майор ФСБ, генерал-лейтенант милиции в отставке, генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов поддержал позицию Жданова, отметив, что в России любят реформировать, вместо того, чтобы анализировать и учиться исправлять допущенные ошибки.
«То, что предлагает министерство финансов, если грубо — это бред сумасшедшего. Мы долгие годы добивались того, чтобы передать федеральную систему исполнения наказаний в министерство юстиции, как это сделано во всём цивилизованном мире. Теперь значит решили всё вернуть назад? С какого-то бодуна решили присоединить федеральную фельдъегерскую службу. Это тоже абсурд, потому что фельдъегерская служба — это своего рода военизированная служба почтальонов», — заявил Михайлов.
По его словам, реформаторы из Минфина даже не знают толком структуры и функции тех ведомств, которые они собрались объединять. Генерал-майор уверен, что подобные инициативы только ухудшают обстановку и в без того наэлектризованном российском обществе.
«Большинство сотрудников МВД, службы исполнения наказаний, приставы — они не знают, как с этой работы свалить, потому что за те копейки и при той нагрузке, которую они испытывают, работать уже никто не хочет. И тут Минфин решил предоставить им такую прекрасную возможность. В первую волну в отставку могут уйти те, кто уже выслужил свои 20 лет. На гражданской службе столько должностей и возможностей… И молодёжь, которая отслужила только первые пять лет. Они приходили на одних условиях, а теперь им предлагают совершенное другие — рабские. Это такая попытка сформировать крепостное право», — сказал генерал.
Он признался, что сначала воспринял новость как фейк и неумную шутку, но, к сожалению, оказалось, что эта тема действительно обсуждается.
«Они сделали такую историю, которая взорвала общество. Они даже не подумали, что будет с сотрудниками внутренних органов и пенсионерами МВД. Минфин на это плюет. По большому счёту, это не просто неумный ход, а грубейшая, наглая провокация, направленная на ослабление Российского государства. Удар наносится по правоохранительной системе, которая и так еле-еле сводит концы с концами и влачит жалкое существование», — отметил Михайлов.
Что касается экономии финансов, то генерал-майор посоветовал министру Силуанова в целях экономии проверить свою банковскую карточку и счета своих подчинённых, которые получают совсем иные зарплаты, нежели в аппарате МВД.
«Ты что же творишь-то? Ты же боишься у богатеньких ребят, которые получают баснословные доходы, ничем не оправданные, ты ж боишься на них замахнуться? Ты замахнулся на тех, кто тебе ответить не может. На служивших людей. Это низость и моральное разложение нашего министерства финансов», — обратился к Силуанову бывший силовик.
Реформы по Станиславскому
Генерал-майор милиции в отставке, криминолог Владимир Овчинский признался, что считает новость фейком, и никто всерьёз слияние МВД, по его словам, не обсуждал.
«Нет никакого официального документа, поэтому я к этому отношусь как к фейку. А то, что здесь предложено судебных приставов перевести, так это вообще бред и маразм. Этого просто не может быть, никакой бы юрист эту бумагу не подписал. Распространили бумажку по вотсаппам, а реальная она или нет? Мало ли кто и что написал», — заметил Овчинский.
При этом он добавил, что единственная здравая мысль из всего вышеозвученного — вернуть ФСИН в МВД, поскольку в системе исполнения наказаний пора наводить порядок, а сейчас там «творится безобразие».
Щедрость вместо экономии
Опрошенные ПАСМИ эксперты признают, что проблем у МВД сейчас достаточно, но никакие реформы ведомства Колокольцева не спасут. Нужен другой подход, и в первую очередь необходимо заняться кадрами.
«Я бы прежде всего ответил на вопрос — как мы можем улучшить финансово-экономическое положение ведомства и людей, которые служат. Считаю, что не решив экономическую проблему, и не повысив материальную заинтересованность сотрудников в своём труде, приступать к какой-либо другой реформе, неправильно. Реформировать — это проблема президента и правительства, это более сложная государственная задача. И в то время, когда мы теряем экономические темпы роста, в том числе, из-за ковида, переходить к реформе МВД, на мой взгляд, нецелесообразно», — высказал свою точку зрения Юрий Жданов.
Его поддержал и Александр Михайлов, заявивший, что никаких реформ МВД сейчас проводить не нужно: «Мы пытаемся реформами исправить те ошибки, при этом совершаем новые. И количество этих ошибок наслаивается. Нужно дать людям нормально работать. Нужно изменить систему подбора и обучения. Как говорится, ребёнка надо учить, пока он лежит поперёк лавки. Как только мы изменим систему подбора и обучения граждан, так получим совсем другое ведомство».
Взгляд изнутри и снаружи
ПАСМИ уже писало о проблемах в МВД. По словам действующего сотрудника ГУЭБиПК, с 2011 года численность управления сократили почти в три раза, причем именно за счет оперов. Штат же административного персонала, напротив вырос, и в те же три раза увеличилось количество пресловутых “палок”.
“Подразделение испытывает кадровый голод, некомплект более 10%, постоянная текучка кадров, набирают чуть ли не по объявлению. Средний возраст сотрудника ГУЭБиПК 35-40 лет, дольше там практически никто не задерживается», —
Он подчеркнул, что Владимир Колокольцев сейчас заботится только о своей репутации: «После событий, когда разгромили ГУЭБиПК, он полностью отстранился от подразделения и от работы по противодействию коррупции».
Примерно о том же в беседе с ПАСМИ
Собеседник редакции привел интересные данные: по его мнению, лишь 20% следователей департамента не возьмут взятку ни при каких условиях, еще 75% сами не вымогают, но от заманчивых предложений не отказываются, а еще 5% поставили мздоимство на поток.
При нечеловеческой нагрузке зарплаты даже в центральном аппарате не очень велики — оба сотрудника называли цифры 70-90 тыс. рублей, так что нехватке квалифицированных кадров и желанию некоторых полицейских «подзаработать» удивляться не приходится.